"Самый умный математик"
Цели:
* расширение математического кругозора;
* развитие познавательного интереса.
Оборудование:
* карточки с номерами игроков,
* карточки с номерами для ответов,
* карточки с названиями категорий,
* компьютер и проектор,
* грамоты для награждения.
Ведущий: Девизом нашей встречи будут слова, которые принадлежат одному из
основателей точного естествознания Галилео Галилею: «Истинную философию вещает
природа; но понять её может тот, кто научился понимать её язык, при помощи
которого она говорит с нами. Этот язык есть математика.» Этот язык и поможет
нам сегодня общаться. Итак, мы начинаем игру «Самый умный».
Условия игры: В игре участвуют 9 человек. В I раунде участникам предлагается
выбрать правильный ответ на вопрос. Во II раунд выходит 3 человека. В
полуфинале ребята отвечают на вопросы одной из категорий. В финал выходят 2
ученика. Они выбирают категорию своих вопросов «Основы математики» или «Числа»
и отвечают на вопрос, выбранного номера «своей» или «чужой» категории или
категории «Математика вокруг нас»
I РАУНД
Участники отвечают на вопросы, выбрав правильный ответ из 3 предложенных.
1. Числа 1,2,3,4,5,… называются
Целыми
Натуральными
Рациональными
2. Как с греческого переводится слово «матема», от которого произошло слово
математика?
Сложение
знание
Глиняная дощечка
3. Как называется треугольный платок?
Платок
Повязка
Косынка
4. Что больше?
Биллион
Триллион
Миллион
5. Чему в древнем русском счёте равнялась «тьма»?
1 тысяче
10 тысячам
100 тысячам
6. Как в России в начале 18 века называли арифметику?
Числительница
Сложительница
Учительница
7. Какая из стран подарила миру ноль?
Вавилон
Египет
Индия
8. Говорят, что математика – царица всех наук, а царица математики – …
Арифметика
Алгебра
Геометрия
9. От какого латинского слова возник термин «линия»?
«линум» (лён, льняная нить)
«лино» (мазать, покрывать)
«линтер» (лодка, челнок»
10. Чего не делают в арифметике?
Не вычитают
Не делят
Не измеряют
11. Мелкая монета в прежние времена в Русском государстве называлась …
Полушка
Полносика
Полщёчки
12. Сколько цифр 9 в ряду чисел от 1 до 100?
18
10
20
II РАУНД
После первого раунда в полуфинал выходят 3 участника. Чтобы выбрать порядок
отвечающих в полуфинале, участникам предлагается следующее задание. «В записи 5
5 5 5 поставьте арифметические действия и скобки так, чтобы в результате
получилось 7.»
В полуфинале ребята отвечают на вопросы по одной из 3 предложенных категорий:
«Числа», «Математика вокруг нас», «Основы математики». Результат – количество
правильных ответов за 1 минуту.
Категория «Основы математики»
* Как называется результат сложения?
* Какое действие выполняется первым: сложение или умножение?
* Как называются числа при вычитании?
* Как называются числа, используемые при счёте предметов?
* Как найти неизвестный множитель?
* Что называется периметром многоугольника?
* Плюс без палочки?
* Как называется результат деления?
* На какое число нельзя делить?
* Наименьшее натуральное число?
* Как найти площадь прямоугольника?
* Сколько нулей в записи числа миллиард?
* Сколько цифр вы знаете?
* Найти четвёртую часть от числа 80.
* Площадь квадрата 25
кв. метров. Чему равен периметр этого квадрата?
Категория «Числа»
* Какое число в переводе со сказочного языка на современный математический язык
означает тридевятый? (27)
* Сколько зол успела сделать за день старуха Шапокляк? (5)
* Какое число древние люди считали символом устойчивости и прочности? (4)
* Когда произведение равно 0?
* Наибольшее двузначное число?
* В языке буква, в математике – …?
* На языке Древней Индии это число «сунья»? (Ноль)
* Сколько поцелуев за горшочек с бубенцами запросил принц у принцессы в сказке
«Свинопас»? (10)
* Самое маленькое трёхзначное число?
* Сколько паршивых овец согласно русской пословице всё стадо портят? (Одна)
* Какая цифра, если на голову встанет, ровно на три больше станет? (6)
* Какое число надо прибавить к натуральному числу, чтобы получилось следующее
за ним число?
* Дюжина – сколько это? (12)
* Сколько дней в году?
* Кто из учёных утверждал, что «числа правят миром» и даже создал способ
гадания, основанный на дате рождения? (Пифагор)
Категория «Математика вокруг нас»
* Сколько секунд в минуте?
* Что меньше 2 м
или 201 см?
* Найти длину забора прямоугольной формы – значит найти его …?
* Что легче: пуд соли или пуд ваты?
* Сколько лет в одном веке?
* Сколько месяцев в году?
* На грядке сидели 7 воробьёв. К ним подкрался кот и схватил одного. Сколько
воробьёв осталось на грядке?
* Какую часть часа составляют 15 минут?
* Сколько концов у трёх с половиной палок?
* Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый?
* Назови лишнее слово: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр?
* У стола прямоугольной формы отпилили один угол. Сколько углов осталось?
* Его питают воды 336 рек, а он отдаёт всё только одной реке. О чём идёт речь?
* Какой латинской буквой в математике обозначают площадь квадрата?
* В прежние времена в Русском государстве самыми мелкими деньгами были копейка,
деньга, полушка. Какая из них меньше всех? (полушка)
В финал выходит 2 человека. Выбор порядка отвечающих определяется после
выполнения следующего задания: «Положите на стол 3 спички так, чтобы они не
касались головками стола. (Спички на край стола не класть). В финале 12
вопросов. 4 вопроса красного цвета (категория «Основы математики»). 4 вопроса
зелёного цвета (категория «Математика вокруг нас»). 4 вопроса синего цвета
(категория «Числа»). Участники выбирают категорию своих вопросов («Числа» или
«Основы математики»), далее предлагается просмотр таблицы с вопросами трёх
цветов (для запоминания). Таблица закрывается и появляется таблица без цвета.
Финалисты выбирают номера вопросов и отвечают на них. Ответ на «свой» вопрос –
2 балла, на «чужой» – 3 балла, на вопрос категории «Математика вокруг нас» –1
балл.
III РАУНД
Категория «Основы математики»
* Какое число никогда не бывает делителем?
* Периметр квадрата 8см. Чему равна его площадь?
* Как называется равенство, содержащее неизвестное?
* Какая цифра была введена в математику последней?
Категория «Математика вокруг нас»
* В каком случае верно равенство 19 + 15 = 10?
* В семье у каждого из 6 братьев есть сестра. Сколько детей в семье?
* Бревно распилили на 4 части. Сколько сделали распилов?
* Часы с боем отбивают удар за 1 секунду. Сколько времени потребуется часам,
чтобы отбить 12 ударов?
Категория «Числа»
* Три разных числа сложили, а затем их же перемножили. Сумма и произведение
оказались равными. Назови эти числа.
* Какой знак нужно поставить между цифрами 7 и 8, чтобы получилось число больше
7, но меньше 8?
* Наименьшее натуральное число.
* Сколько сторон у шестиугольника.
Подведение итогов
Всем участникам вручаются грамоты, победителю – приз.
Между раундами во время рекламных пауз участникам и болельщикам предлагают
номера художественной самодеятельности (стихи, песни, математические фокусы и
т.д.), приготовленные силами учащихся.
|